МАГИЯ ЗНАКОВ И ПРЕДЧУВСТВИЙ
Признаюсь, что, пожалуй, впервые я с таким удовольствием
читала пресс-релиз. А прислан он мне был в преддверии открытия выставки
тамбовского художника-дизайнера Андрея Ельцова. Автор текста так
образно, поэтично и вдохновенно вводил в суть предстоящего события,
что я невольно пожалела о том, что пресс-релизы не подписываются.
По всему чувствовалось -составителя творчество Ельцова тронуло до
глубины души. Когда же я увидела экспозицию Андрея «Знаки и признаки»,
открывшуюся в выс
тавочном зале Тамбовского отделения Сбербанка России «Новая Галерея»,
то моя солидарность в восприятии работ Ельцова с безымянным автором
оказалась безоговорочной. Художник действительно увлечен магией
создания знаков и символов. Причем эта магия ему подвластна.
Чтобы не быть голословной, приведу в пример такие
работы Ельцова, которые знает практически каждый тамбовчанин, хотя
и понятия не имеет о имени художника, создавшего тот или иной графический
дизайн или рекламную графику. Это знаки Тамбовского государственного
драматического театра. ТГУ им. Г. Державина, фирм «АЛВИ». -ТАМОЛА",
эмблема Государственного ансамбля песни и танца -Ивушка» и так далее.
На выставке представлены также графический дизайн упаковки и графический
стиль велогонки, визитные карточки и конверты, календари и фирменные
бланки. И во всем лаконичность, точность и четкость Mыслии в запоминающийся
образ. Но все эти работы лишь начало экспозиции, столь новой для
Новой Галереи. Как признаются устроители, впервые за пятилетнюю
историю развития проекта Новая Галерея экспонирует "пограничную"
выставку.
А выражается это в том, что если посетитель движется по левой стороне
экспозиции, то он - на территории знаков, перейдя же на правую сторону,
попадает в царство признаков, представляющих собой незавершенные
знаки, их предчувствия, а значит, художественные образы, полеты
не ограниченной ничем фантазии. Здесь ждут созерцания зрителя живописные
работы и рисунки Ельцова. Данную часть выставки Андрей называет
"территорией свободной, безрассудной любви, перенесенной каким-то
образом на бумагу". Техника передачи пейзажей, ню и натюрмортов
самая разнообразная: от шелкографии и сангины до соуса и гуаши.
Картины Ельцова завораживают именно рождением знакового восприятия
художественного образа. Невольно в голове зрителя начинается творческий
процесс, который делает его ни больше ни меньше как соавтором художника.
Естественно, переходя с одной стороны экспозиции на другую, не миновать
«пограничной» полосы. А вот тут-то размещены работы как бы и материальные,
и знаковые, и художественные одновременно: иллюстрации к «Венку
сонетов. Бессоница- Игоря Лавленцева, обложки труда Л. Поляковой
-Евгений Замятин», книг "Любительский театр России 18-20-х
годов», «Онтология и культура», «Армия и общество», учебников «Общая
биология», -Основы общей социологи» и других. Столь широкий спектр
работ тамбовского свободного художника Андрея Ельцова устроители
выставки объясняют довольно рэз-нообразными интересами автора. Это
же. например, подтверждает и полученное
Андреем образование. Он закончил не только физико-математический
факультет Тамбовского государственного педагогического института,
но и факультет книжной графики Московского полиграфического института.
Вот с тех пор Андрей и «измеряет алгеброй гармонию».
Чтобы еще больше заинтриговать тамбовчан и привлечь их внимание
к выставке этого, бесспорно, талантливого художника-дизайнера, позволю
себе процитировать часть пресс-релиза. Таким образом, это ирреальное
интервью с безымянным автором даст более широкое представление об
оригинальной выставке Новой Галереи:
ТЕРРИТОРИЯ
Территорию выставки можно поделить на
три области: область разума, пограничная область, область безумия.
ОБЛАСТЬ РАЗУМА
Это область графического дизайна... Здесь
действуют общие законы пластического искусства, Законы гармонии
и красоты. Но главным становится разумность. Законы восприятия и
логики служат прагматической задаче, достижению результата. Красота
функциональна. Нет места многозначности.
ПОГРАНИЧНАЯ ОБЛАСТЬ
Это область книжной графики. Здесь порою
можно оторваться и полететь Главное, чтобы безумие художника-иллюстратора
не перечеркнуло безумие автора-литератора, поэта. Для этого при
ходится возвращаться в область ума.
ОБЛАСТЬ «БЕЗУМИЯ»
Это территория свободной, безрассудачной
любви, перенесенной каким-то образом на бумагу.
ПРЕВРАЩЕНИЯ И УСКОЛЬЗАНИЯ
Признак - это в чем-то знак неполноты,
незавершенность. Это черта, мелочь свойство. Но разве не это мы
любим? Когда признаки становятся знаками? Может быть, когда кто-то
захочет того, а другие согласятся. Может быть, когда признаков становится
достаточно. Скорее мало, чем много. А случается, знаки, объединившись,
становятся признаками.
УДОВОЛЬСТВИЯ
Любая картина, графический лист нам показывает
«нечто», несет в себе черты и признаки. Иногда содержит смысл, говорит
с нами, требует понимания. Бывает - молчит. Это «нечто» - «вещь
в себе» просит лишь молчаливого, проникновенного созерцания. Накатывает
волна эмоционального. Изображение воздействует Порой магически и
необъяснимо. И тогда «вещи в себе становятся отчасти вашими. Это
им нравится. И художнику тоже.
Маргарита Матюшина
"Тамбвский курьер" 12 апреля
2004 г.
|